Содержание
1. Общие сведения2. Этиология3. Признаки болезни4. Диагностика5. Общие принципы терапии6. Социальная адаптацияДебильность – это наиболее легкая форма умственной отсталости. При сохранности моторики, у человека с дебильностью отмечается снижение способности к обобщению и абстрактному мышлению. Он утрачивает возможность выстраивать сложные умозаключения, испытывает сложности в установлении связей между событиями и предметами.
Типичными для заболевания выступают легкая внушаемость, недоразвитие волевых и нравственных качеств, легкая внушаемость. У человека ключевым становится наглядно-образное мышление. Такие пациенты нуждаются в особенной, симптоматической и корригирующей терапии, а также в социальной адаптации, правильно выбранном психологическом воспитании и особом трудовом и школьном обучении.
Общие сведения
Наряду с идиотией и имбецильностью, дебильность относится к легким формам олигофрении. По статистике 75% из всех случаев умственной отсталости относится к дебильности, что делает ее наиболее распространенным видом недоразвитости интеллекта у детей. В медицине и психологии синонимами термина «дебильность» являются «умственная субнормальность» и «легкая олигофрения».
Ошибочно, многие путают дебильность с пограничной умственной отсталостью (пограничным интеллектом). Однако, отождествлять данные понятия нельзя. Поскольку пограничный интеллект является вытекающим из задержки психического развития ребенка, которая была вызвана внешними раздражающими факторами. Таковыми рассматриваются грубое обращение в семье, отсутствие заботы и прочие неблагоприятные условия, в которых находится ребенок, а также интеллектуальная депривация, физические дефекты вроде слепоты и глухоты (врожденные или приобретенные). В результате воздействия таких факторов, познавательные возможности ребенка ограничиваются, и его гармоничное умственное развитие становится попросту невозможным.
В медицине и психологии существует несколько классификаций дебильности:
- по недоразвитию психических и интеллектуальных способностей: легкая; дебильность средней тяжести; тяжелая дебильность;
- по преобладающим проявлениям: стеническая дебильность; дисфорическая; астеническая; атоническая.
Этиология
Основным, предрасполагающим фактором дебильности принято рассматривать наследственность (микроцефалия, эндокринопатия, ферментопатия) и нарушения внутриутробного развития ребенка. В последнем случае, легкую степень олигофрении вызывают:
- инфекционные заболевания, перенесенные матерью в процессе вынашивания: сифилис, корь, токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирусная инфекция ;
- резус-конфликт матери и ребенка;
- фетоплацентарная недостаточность;
- гипоксия плода;
- воздействие токсических веществ на ребенка (табак, ряд медикаментов, наркотические вещества, алкоголь).
Нередко причиной болезни становятся травмы, полученные во время родов. Таковыми являются асфиксия младенца во время родоразрешения, врожденная гидроцефалия, тяжелые черепно-мозговые травмы. Легкая степень олигофрении может стать результатом инфекционных поражений центральной нервной системы, перенесенных ребенком в раннем возрасте (гнойный менингит, энцефалит, менингоэнцефалит).
Признаки болезни
В отличие от своих сверстников, ребенок с легкой степенью олигофрении не имеет способности делать сложные выводы обобщающего характера, вырабатывать сложные понятия и мыслить абстрактно. Здесь преобладает наглядно-образный тип мышления, в результате чего дети не могут осознать ситуацию полностью и выстроить логическую цепочку происходящих событий. Изображения воспринимаются правильно, однако утрачена способность сравнить две картинки и обнаружить между ними внутренние связи.
Умственное недоразвитие в большинстве случаев сопровождается недоразвитием речи (ФФН и ОНР). Часто отмечаются брадилалия (замедленность речи), аграмматизм, косность, обедненность лексики. Дети с легкой степенью дебильности достаточно хорошо ориентируются в обычных, привычных для них ситуациях, при этом у них преобладает абстрактное мышление, и отмечаются скудные способности к обобщению.
Школьное обучение детей сопровождается рядом сложностей. Такие детки практически лишены способности пересказать услышанный или прочитанный текст. Они с трудом усваивают правила правописания и практически не имеют возможности их применять на практике. Наиболее сложно дается математика, поскольку понять задание и выстроить логическую цепочку они не могут.
В практике имеется достаточно много случаев, когда больные дети проявляют одаренность в чем-либо. Например, они могут выполнять сложные арифметические действия, не используя калькулятор, обладают превосходной механической памятью, художественным талантом или абсолютным музыкальным слухом.
Для дебильности характерны недоразвитие волевых, нравственных и эстетических качеств, ограничение познавательной потребности. Как результат – отсутствие мировоззрения и четко сформированного собственного суждения. Соответственно, дети выбирают себе объект для подражания и стараются во всем неукоснительно придерживаться его взглядов и суждений.
Еще одним ярким признаком является легкая внушаемость. Наряду с отсутствием инициативности и самостоятельности она способна превратить ребенка с диагнозом в орудие в руках других людей. Поскольку дебил не способен связать действие с результатом и оценить последствия, он может стать частью преступной группировки или сам того не ведая, систематически совершать преступления.
Характер пациентов с патологией отличается. Люди могут быть как крайне добродушными, ласковыми и доброжелательными, так и напротив, злобными, мстительными и агрессивными. Нередко встречаются люди с ярко выраженными примитивными влечениями.
Диагностика
Чаще всего болезнь диагностируется в период обучения ребенка в младшей школе. При подозрении на диагноз он направляется на консультацию к психиатру, психологу, неврологу и логопеду (если имеется нарушение речи). Пациентов направляют на прохождение психологических тестов с картинками, психометрию, экспериментов, в рамках которых классифицируются изображения. Средний показатель IQ у таких детей варьируется в пределах 40-69% в зависимости от степени болезни.
В подавляющем большинстве в неврологическом статусе таких пациентов отсутствуют патологические отклонения, включая нарушения моторики. При этом, для болезни характерны ограничение мелких дифференцированных движений и недостаточно выразительная мимика.
С целью оценить состояние центральной нервной системы, пациентов направляют на реоэнцефалографию, электроэнцефалографию, эхоэнцефалографию и магнитно-резонансную томографию головного мозга (по показаниям).
Дебильность важно дифференцировать от пограничной умственной отсталостью ввиду задержки нервно-психического развития при сохранении умственного потенциала. Важно исключить и снижение интеллектуальных способностей, развивающихся на фоне эпилепсии и шизофрении раннего детского возраста.
Общие принципы терапии
Дети с подтвержденным диагнозом становятся на учет к психоневрологу. При наличии эндокринопатии дополнительно наблюдаются у эндокринолога. Если выявлена причина болезни и она может быть устранена, пациентам назначается специфическая терапия. Так, больным с врожденным сифилисом или токсоплазмозом назначается этиотропная терапия, с эндокринопатией – гормональная, с ферментопатией – специальная диета.
В рамках симптоматической терапии пациентам назначают:
- дегидратационные средства;
- общеукрепляющие препараты и процедуры;
- противосудорожные;
- метаболиты и нейропротекторы (витамины В, глутаминовая кислота);
- психотропные препараты;
- галоперидол, хлорпромазин и хлордиазепоксид (при повышенной эмоциональной возбудимости);
- психостимуляторы памяти и амфетамин (при астении и повышенной утомляемости).
Важной составляющей терапии выступает корригирующее лечение с задействованием психологических, педагогических и логопедических методик. Здесь преследуется цель скорректировать имеющиеся нарушения поведения, оказать помощь ребенку в приобретении тех навыков, которые нужны ему для совершения профессиональной и бытовой деятельности (для пациентов старшего возраста).
При заикании, брадилалии, системном недоразвитии речи с пациентами регулярно проводятся логопедические занятия.
Социальная адаптация
Проблемы социальной адаптации пациентов с данным диагнозом находятся в ведении социальной психологии, педиатрии, педагогики, психиатрии и детской неврологии. Крайне важно не только помочь пациентам адаптироваться к жизни в обществе, но и уберечь их от преступной деятельности.
Крайне важно правильно организовать обучающий процесс детей и верно обустроить их быт. Обучение таких пациентов должно проходить в таких школах, уровень получаемых знаний в которых соответствует умственным возможностям ребенка.
При условии правильно подобранной терапии, в будущем пациенты с дебильностью могут выполнять простую работу, при выполнении которой не нужно проявляться самостоятельность и инициативность. По статистике до 70% пациентов при адекватном обучении, правильном воспитании и поддерживающей терапии могут хорошо адаптироваться к обществу и вести трудовую деятельность. Такие люди способны даже создавать семьи.
Используемая литература
- Олигофрении. Классификация // Руководство по психиатрии / Под редакцией Г. В. Морозова. — М.: Медицина, 1988.
- Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. Психиатрия: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
- Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997.
Автор-эксперт:
ЛЕДЕНЕВ ВАСИЛИЙ, врач-рентгенолог, кандидат медицинских наук, стаж работы более 16 лет.