Содержание
1. Общая информация2. Причины возникновения болезни3. Главные симптомы4. Диагностирование болезни5. Лечение6. Прогноз и профилактикаИмбецильность – это недостаточность умственного развития, которая формируется внутриутробно или в первые годы жизни ребенка. Подразумевает под собой олигофрению средней тяжести. На недоразвитие интеллекта указывают внешние признаки, а также проблемы с памятью, примитивная речь, сниженные способности к обучению (IQ – от 25 до 50), увеличение роли бессознательных инстинктов (стремление к перееданию, сексуальная распущенность).
Мышление отличается последовательностью, но одновременно является сравнительно примитивным. Внушаемость, узкий кругозор и желание подражать выражаются асоциальным поведением (в первую очередь в новой обстановке).
Имбецилы поддаются обучению некоторым элементам самообслуживания, однако самостоятельно проживать они не способны. Диагноз определяется, исходя из клинической картины, а также оценки психомоторного и интеллектуального развития ребенка. Лечение предусматривает симптоматическую терапию (например, нейролептики, ноотропы, седативные средства). Необходим постоянный уход и медицинский контроль в сочетании с подходящим воспитанием.
Общая информация
Имбецильность – это слабоумие (олигофрения), выраженная в умеренной степени. Отклонение в психическом развитии вызвано патологическими процессами, происходящими еще в ходе внутриутробного, либо постнатального периода жизни ребенка. По сравнению с дебильностью, при имбецильности психические изменения выражены больше, а обучаемость – меньше. Также эмоциональный фон оказывается более разносторонним, нежели при идиотии.
Имбецильность является редким заболеванием. Среди общего количества пациентов с проблемами недоразвития психики доля таких больных составляет примерно 20%. В целом, из 10 000 человек патология присутствует лишь в 4 случаях.
Повышенная внушаемость и стремление к копированию плохих примеров объясняет необходимость постоянного присмотра. Если больные оказываются в неблагоприятных условиях, тогда они теряются и нередко демонстрируют асоциальное поведение.
Причины возникновения болезни
В большинстве случаев патология возникает еще во внутриутробный период развития ребенка. Этому процессу содействуют несколько факторов:
- хромосомные и генные аномалии (синдром Ангельмана, Дауна);
- наследственная предрасположенность.
Причиной может стать инфекционное заболевание, которое перенесла будущая мать (краснуха, сифилис, цитомегаловирус). Также иногда патология может быть спровоцирована резус-конфликтом между матерью и малышом, то есть иммунологической несовместимостью крови.
Повреждающими факторами, ведущими к появлению патологического процесса, являются химические вещества (алкоголь, наркотические средства) и увеличение дозы тех или иных излучений (например, слишком частое прохождение беременной рентген-исследования).
Кроме того, имбецильность ребенка может быть вызвана нехваткой йода в организме матери. В ходе формирования нервной системы малыша этот микроэлемент играет особую роль. Повышает риск развития указанного заболевания недостаточное питание или же недостача в нем витаминов, а также микро- и макроэлементов.
В младенчестве имбецильность может развиться вследствие тяжелых родов, сопровождающихся травмированием и асфиксией плода, детских инфекций и черепно-мозговых травм. Иногда патология возникает вследствие нехватки общения со взрослыми людьми. Как правило, этот фактор вместе с плохим питанием (недостатком йода) проявляется в неблагополучных семьях. В целом, развитие имбецильности провоцируется как отклонениями в нервной системе ребенка, так и прекращением его интеллектуального развития уже после появления на свет (социальный фактор).
Главные симптомы
Исходя из уровня умственного недоразвития (степени пониженности коэффициента интеллекта), имбецильность может быть:
- умеренной – симптомы заболевания выражены минимально, IQ – 35-50;
- выраженной – IQ – 25-34;
- глубокой – практически исключает возможность обучаемости, IQ – 20-25.
Больные различаются своим поведением и могут быть: стеснительными, добродушными, злыми, агрессивными. Также двоякой оказывается поведенческая реакция пациентов с имбецильностью. Одни отличаются равнодушием и апатичностью, а другие – высокой подвижностью.
Как правило, на лице слабо выражены мимические реакции («кукольные», застывшие лица). Часто наблюдается слишком редкое мигание глаз. У многих череп имеет чересчур грубое строение, обычно сочетающееся с некоторыми пороками развития (микро- или гидроцефальный череп, дефектный прикус, чрезмерное оттопыривание ушей от головы).
Имбецильность сопутствует плохо развитая моторика и нарушение координации. Такие больные двигаются слишком скованно и угловато, а походка отличается сутулостью и неуклюжестью.
Невозможными оказываются мелкие действия руками, требующие определенной точности. Пациенты концентрируются на своих потребностях, часто демонстрируя сексуальную распущенность и прожорливость. Их внешности характерна неряшливость.
Мышление довольно примитивно, а обобщение является недоступным. Но эти больные могут мыслить последовательно. Патология выделяет чрезвычайно узкий кругозор, нехватка воли и внимания, значительное недоразвитие памяти.
У пациентов отсутствует самостоятельное мышление, поэтому они мыслят шаблонами, приобретенными извне. Они способны хорошо воспринимать речь, но самостоятельно могут общаться лишь самыми простыми предложениями. Как правило, их словарный запас ограничивается 200-300 словами. В дополнение к этому больные допускают многие неточности, когда описывают что-либо. Имбецилы тяжело обучаются, но в знакомой спокойной обстановке их можно обучить чтению по слогам и элементарному счету.
На основе принципа повторения имбецилы могут обучиться самым простым правилам самообслуживания и труда (мытье посуды, сматывание ниток, уборка), но они не способны проявлять инициативу и легко поддаются внушению.
Имбецилы концентрируются лишь на удовлетворении своих потребностей (питание, сон). Многих отличает хороший слух. Если больные оказываются в незнакомой обстановке, тогда они чувствуют себя растерянными, а их поведение обычно становится асоциальным.
По сравнению с идиотизмом, эмоциональный фон при имбецильности развит значительно больше. Имбецилы привязываются к тем людям, которые ухаживают за ними и при этом хорошо относятся к ним. Больные любят похвалу, а порицание вызывает отрицательную реакцию. Они любят своих родителей, могут называть их по именам, но, как правило, не способны узнать и пугают людей, которые им знакомы.
Из-за болезни пациентам сложно адаптироваться в обществе. Отдельные больные чувствуют свою ущербность и это угнетает их. Также проблематичным оказывается привлечение имбецилов к труду, ведь они могут работать только по заученным шаблонам, а в случае их изменения пациенты оказываются в растерянности. Демонстрирующие агрессию больные могут совершать поступки, опасные для общества и для них самих. Также они склонны к побегам.
Диагностирование болезни
Заболевание может определяться на основе уровня IQ. Для подтверждения диагноза используется детальный анамнез:
- как проходила беременность;
- перенесенные заболевания;
- конкретизированные сроки возникновения первых проявлений патологии;
- условия жизни ребенка.
Специальные шкалы (например, шкала Векслера – меньше 55 баллов) и тесты позволяют психоневрологу дать оценку уровню умственных способностей пациента. В ходе беседы устанавливаются привязанности человека, уровень речи, школьная успеваемость и степень социальной адаптации.
Для определения генетической имбецильности плода применяется скрининговое обследование. С целью установить причины заболевания допустимо использовать инструментальные методы: КТ или МРТ головного мозга. Благодаря томографическому исследованию доктор получает послойное изображение мозга (в случае КТ – тончайшие слои) и может установить особенности его повреждения.
С помощью реоэнцефалографии (изучение электрического сопротивления тканей) и ангиографии головного мозга определяется сосудистая патология. Наравне с указанными методами электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет обнаружить функциональные нарушения активности мозга, а затем осуществлять динамическое наблюдение за ними.
Необходимо различать имбецильность и раннюю шизофрению, приобретенную деменцию и ряд форм врожденной эпилепсии, которые также сопровождаются снижением интеллекта. С этой целью лечащему неврологу необходимо назначить консультации психиатра, нейрохирурга и эпилептолога.
Лечение
Это заболевание может лечиться только симптоматически. Под строгим контролем врача больному назначаются психостимуляторы, нейролептики и транквилизаторы. Чтобы улучшить питание и кровообращение мозга, следует применять витаминотерапию и ноотропные препараты (гидролизат, полученный из головного мозга свиней, пирацетам). Кроме того, на основе показаний может проводиться дегидратация (фуросемид, сульфат магния) и назначаются препараты противосудорожного действия.
Пациентам необходимо регулярно посещать психоневролога, который даст свои рекомендации касаемо воспитания пациента и оценит динамику его заболевания. При наличии дефектов речи либо проблем с позвоночником больному назначается консультация некоторых узких специалистов (логопеда, дефектолога, психиатра, вертебролога).
Прогноз и профилактика
Прогноз заболевания непосредственно связан как со степенью слабоумия, так и со своевременным предоставлением лечения. Если легкая стадия патологии была обнаружена на ранних сроках, тогда существует возможность свести к минимуму умственную отсталость ребенка.
В то же время адекватный уход и правильное обучение обеспечат повышение адаптационных возможностей пациента в социуме. Такие больные не могут жить самостоятельно, поэтому им требуется постоянный уход и медицинский контроль. Дети с таким диагнозом должны обучаться в специальных школах или дома по особой программе.
Первичная профилактика болезни состоит в сохранении здоровья беременной женщины и плода, грамотном ведении беременности, а также в проведении скринингового исследования. Профилактика вторичного характера включает в себя раннее обнаружение патологии с целью своевременного выполнения коррекции психического развития ребенка и организации всех необходимых реабилитационных и адаптационных мероприятий.
Используемая литература
- Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. -2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М., 2001.
- Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. - М., 1985.
Автор-эксперт:
ЛЕДЕНЕВ ВАСИЛИЙ, врач-рентгенолог, кандидат медицинских наук, стаж работы более 16 лет.