Содержание
1. Что такое детский аутизм2. Симптомы аутизма у детей3. Можно ли определить аутизм на МРТ мозга4. Что показывают снимки5. Преимущества МРТ в диагностике аутизмаРасстройство аутического спектра - комплекс нарушений психического развития. Он сопровождается стереотипными и повторяющимися формами поведения. Больным трудно дается социальное взаимодействие. У людей с этим нарушением снижаются адаптационные способности. У них наблюдается недоразвитие речи, интеллекта. Патогенез РАС изучен недостаточно. Эпидемиология - 2-4 случая на 10 000 детей. Аутизм чаще развивается у мальчиков. Болезнь нужно дифференцировать с ЗПР и шизофренией. При олигофрении, деривационных расстройствах встречаются сходные клинические признаки. Ранняя форма болезни бывает у детей не старше 5 лет.
Что такое детский аутизм
РАС - синдромокомплекс с рядом нейропсихических различий. Сопровождается психомоторными нарушениями. Манифестация приходится на детский возраст. Базируется на предпосылках неврологического характера.
Людям с аутизмом сложно приобретать и применять социальные навыки. У них плохо усваиваются информационные сеты. У родителей с РАС вероятность рождения сына или дочери с таким заболеванием 8-10%. Опасность рождения второго ребенка-аутиста в семье выше.
Врачи связывают возникновение болезни с генетическими аномалиями. Значительную роль играет наследственная предрасположенность.
Этиофакторами становятся:
- синдром врожденной краснухи;
- цитомегалия;
- внутриутробные инфекции;
- средовые факторы (радиация, соли тяжелых металлов, неблагополучная экологическая обстановка);
- перинатальная энцефалопатия и эпилепсия;
- гипоксия плода;
- внутричерепные родовые травмы;
- алкоголизм, курение, наркомания матери в период беременности;
- тератогенное воздействие ряда лекарственных средств.
Существуют теории возникновения аутизма, связанные с:
- Микотическими инфекциями.
- Гормональным дисбалансом.
- Метаболическими и иммунными нарушениями.
Клинические исследования доказали отсутствие связи вакцинации с расстройствами аутического спектра.
Есть несколько классификаций болезни. Наиболее распространена систематизация на основе преобладающих симптомов.
- У ребенка наблюдается сверхтормозимость по отношению к окружающему миру. Он пуглив, быстро физические и психически истощается. Эмоциональная сфера лабильная.
- В клинической картине преобладает отвержение. У пациента наблюдаются стереотипии: речевые, двигательные, сенсорные. У малыша отсутствуют чувства самосохранения и страха. Наблюдается гиперсенситивность.
- При замещении окружающего ведущим признаком становится слабая эмоциональная привязанность к близким. Фантазии и интересы больного кажутся странными, причудливыми. Выявляется сверхценные пристрастия.
- При отрешенности потребность в контакте с окружающими полностью отсутствует. Навыки самообслуживания сформированы слабо или их нет. Отмечается мутизм и ситуативное поведение.
Лечение аутизма носит многопрофильный характер. После диагностики и анализа поведения составляется программа терапии. Она включает прикладное поведение (АБА), коррекцию речи, эрготерапию, прием медикаментов. Больного ведут врачи разных специальностей: логопеды, педагоги-психологи, неврологи, психиатры. Хорошо себя зарекомендовала АБА-система. Ребенка пошагово обучают когнитивным, социальным, поведенческим навыкам. Подкрепляют любое положительное изменение. Фармакотерапия помогает купировать симптомы. Антипсихотики позволяют нормализовать поведение. СИОЗС и нормотимики показаны при расстройствах эмоциональной сферы.
Полного излечения при аутизме достичь невозможно. При лечебно-коррекционной программе возможно улучшение состояния. У ряда детей наблюдается приемлемая социальная адаптация. Без медицинской помощи пациенты становятся глубокими инвалидами, нуждающимися в пожизненном сопровождении.
Симптомы аутизма у детей
Классическими признаками расстройства аутического спектра становятся:
- нарушение вербальной коммуникации, речевого поведения;
- различные стереотипии;
- изменения сенсорных реакций;
- избегание социального взаимодействия.
Малыш, страдающий от аутизма, избегает зрительных контактов. Он редко улыбается взрослым. Не проявляет желания играть с другими детьми. Эмоционально холоден. Навыки самообслуживания формируются позднее, чем у нормотипичных детей. Характерным симптомом является негативизм.
У ребенка снижен или отсутствует познавательный интерес. В играх склонен к манипуляционной деятельности. Совершает повторяющиеся однотипные действия с игрушками. Нуждается в определенной последовательности, строгом соблюдении режима, привычной обстановке. Реакция на раздражители неадекватна силе их воздействия. Прикосновения вызывают отторжение или не замечаются. Изменение реакции у детей с аутизмом наблюдаются с младенческого возраста. Это позволяет врачам заподозрить нарушение и провести диагностику.
Физическое развитие при этой патологии не страдает.
Можно ли определить аутизм на МРТ мозга
Разнообразие симптомов расстройства затрудняет постановку диагноза. Аутизм ставится междисциплинарной комиссией, в которую входят педагоги, психиатры, психологи, неврологи, логопеды.
Ребенку назначают ЭЭГ, консультации узких специалистов. Применяются опросники, тесты, шкалы уровня развития и интеллекта. Инсулиновые пробы косвенно указывают на симптомы болезни.
Клинические исследования показали объективные инструментальные признаки отличия активности коры головного мозга у нормотипичных детей и пациентов с аутизмом. Функциональная МРТ головного мозга может использоваться как вспомогательный биомаркер патологии.
При необходимости исследование должно проводиться под общей анестезией. Это увеличивает его доступность в группе больных с детским аутизмом.
Что показывают снимки
На МРТ заметны изменения в мозжечке, лобной коре, гиппокампе, ядрах ствола мозга, миндалинах. Они выявлены у 52% детей с РАС. Поэтому МРТ не включено в список обязательных исследований при аутизме. Томография считается эффективным уточняющим и дифференциальным методом.
Этот способ диагностики показывает увеличение массы и объема головного мозга, клеточные изменения в подкорковой зоне. У ребенка заметна гипотрофия мозжечка. На снимках визуализируется чрезмерное количество ликвора.
Симптомами риска расстройств аутического спектра на функциональной МРТ являются:
- аномальная активация коры верхних височных извилин;
- латерализованное вовлечение слуховой зоны.
Преимущества МРТ в диагностике аутизма
Врачи провели исследование, показавшее значение МРТ для ранней диагностики РАС. Изменения у младенцев из группы высокого риска позволяют обнаружить симптомы аутизма. Доктора могут вовремя составить коррекционную стратегию. Это улучшает прогноз. АБА терапия в сочетании с медикаментозным лечением у детей раннего возраста помогает добиться значительной социализации, освоения навыков самообслуживания.
При первичной форме расстройства МРТ направлена на дифференциальную диагностику. Она позволяет отличить аутизм от нейродегенеративных и неврологических болезней. Признаками других патологий становятся:
- гидроцефалия;
- изменение и сглаживание коры;
- повышенное внутричерепное давление.
- С помощью сканирования врач сможет обнаружить аномалии строения, сопровождающиеся клиническими признаками, сходными с аутизмом.
- При вторичных формах позволяет установить причину болезни. Этиология ассоциирована с:
- менингитами;
- энцефалитами;
- нейросифилисом.
Симптомы наблюдаются при неоплазиях. Они встречаются при субдуральных гематомах.
Магнитно-резонансная томография эффективна при диагностике опухолей мозга. Церебральные неоплазии у ребенка сопровождаются симптомами, сходными с РАС. Сканирование помогает обнаружить их на операбельной стадии. Оно уточняет их размер и локализацию. Отображает прорастание в прилегающей структуры. С помощью томографии уточняют наличие метастазов. Врачи могут определить объем хирургического вмешательства и снизить его. Это уменьшает нагрузку на организм ребенка. Улучшает восстановительный период.
Литература по теме
- Клюев Е.А., Роль функциональной МРТ в выяснении природы задержки речевого развития при расстройствах аутистического спектра // Соврем. технол. мед. 2019. №3.
- Paquet A., Laterality and lateralization in autism spectrum disorder, using a standardized neuro-psychomotor assessment. Dev Neuropsychol 2017.
- Raschle N.M., Investigating the neural correlates of voice versus speech-sound directed information in preschool children. PLoS One 2014.
- Симашкова Н.В., Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения). 2015.