Начиная разговор с оператором, вы принимаете условия и соглашаетесь с положениями публичной оферты и политикой конфиденциальности

Ежедневно с 8:00 до 00:00

8 (495) 363-40-76Личный кабинет

Заикание

Скидка до 1000 рублей
на МРТ/КТ*
Звоните сейчас!
8 (495) 363-40-76

Заикание — это частое повторение звуков, слогов, слов. Плюс нередкие остановки, нарушающие ритмичность общения. Симптомы недуга чем-то похожи на тонические и клонические судороги.

Общие сведения

Заикание

При появлении судорожных движений гортанной и артикуляционной мускулатуры, возникающих в начале разговора, человек вынужден задерживаться на каком-либо звуке, слоге, слове. Такое состояние называется заиканием.

Выделяют два вида данной патологии:

  • невротический;
  • неврозоподобный.

Первый появляется у здоровых деток после неврозов и стрессов. Второй – у детей с заболеванием центральной нервной системы. Недуг может быть наследственным или приобретенным.

Заикание бывает волнообразным или постоянным. Трудности в разговоре проявляются в самый ответственный момент. Сопровождается патология изменением дыхания, темпом речи, силе и громкости звука. Меняется мимика, артикуляция, поза. Проблема может появиться в раннем детстве и сопровождать человека до конца жизни.

Причины и механизм развития

Факторы, вызывающие развитие патологии, делятся на две группы.

Предполагающие. Они включают в себя:

  • наследственность;
  • патологии, связанные с повреждением головного мозга;
  • родовые травмы и проблемы внутриутробного характера;
  • переутомление;
  • истощение нервной системы;
  • инфекционные заболевания.

Провоцирующие. К этой группе причин, вызывающих заикание, следует отнести:

  • нарушение в развитии;
  • неумение общаться с окружающими;
  • проблемы с психикой, чувство ущемленности;
  • нарушение моторики;
  • многоязычие в семье;
  • подражание кому-либо;
  • быстрая речь.

Присутствие одного из вышеперечисленных факторов может привести к нервному срыву. Данное состояние провоцирует появление заикания.

Механизм развития патологии

Заикание

Нарушается координация дыхательного процесса, речевых органов, развития голоса. Взаимодействие коры головного мозга и подкорковых структур происходит неправильно. Срывается индукционное воздействие. Это вызывает расстройство регуляции коры. Система, участвующая в регуляции и координации мышечного тонуса, начинает работать не так, как подобает. Мышцы не готовы к движению.

В этом процессе участвуют две группы мускул. Одни из них являются сокращающими, а другие – расслабляющими. Благодаря слаженной работе этих двух групп совершаются быстрые, точные, правильные движения. Контролирует их работу стриопаллидарная система. Воздействие одного из вышеперечисленных факторов, блокирует ее. Это, в свою очередь, приводит к клиническому повторению или тоническому спазму.

Признаки патологии

Симптоматика заболевания:

  • Дыхание. При трудностях в разговоре требуется много воздуха. Для произношения звуков человек использует вдыхаемый воздух. Выдох наблюдается не только во время разговора, но и в стадии покоя.
  • Голос. При произношении звуков наблюдается судорогоподобное замыкание голосовой щели. А это является преградой для появления звука. Гортань начинает двигаться резко вверх, вниз и вперед. Гласные звуки произносятся твердо. Данные симптомы начинают пропадать при пении или разговоре шепотом.
  • Артикуляция. Наблюдаются соматические признаки: свод неба высокий, высунутый язык слегка отклонен, носовая перегородка искривлена, раковины гипертрофированы.
  • Сопровождающие движения. Манипуляции, проводимые человеком, во время разговора. При приступе он может отклонять голову назад, сжимать кулаки, наклоняться вперед, переступать с ноги на ногу и топать. Ее состояние можно сравнить с клоническими или тоническими судорогами.
  • Психическое состояние. Перед произношением некоторых звуков, слов человек начинает паниковать. Его сковывает страх. Он намеренно избегает их и подыскивает им замену. Иногда пациент просто может замолчать.

Стадии развития патологии

Наблюдается несколько фаз протекания недуга.

Первая – небольшое заикание и сокращение периода плавной речи. Окончание этой фазы характеризуется:

  • Затруднением произношения, которое появляется в первых словах предложения.
  • Трудности проговаривания союзов, предлогов. Всех кратких частей речи.
  • Усугубляется недуг при «коммуникативном давлении».
  • Ребенок вообще может не реагировать на то, как он произносит фразы. Его это не смущает и не доставляет дискомфорта, беспокойства, страха. Эмоциональная вспышка является толчком к проявлению патологии.

Вторая фаза:

  • Общение при заикании
    Контакт становится проблемой. При разговоре начинают появляться сопутствующие движения. Количество ситуаций, где всплывают затруднения в общении, увеличивается.
  • Патология становится хронической. Приступы друг от друга отличаются. Одни проходят тяжелее, другие почти незаметно.
  • Заикание больше всего проявляет себя: при быстром разговоре, в многосложных словах.
  • Ребенок понимает, что говорит не так как все, но не считает себя заикающимся. Разговаривает, как все дети, не смущаясь.

Третья фаза:

  • В этот период происходит укоренение судорожного синдрома. Человек еще не ощущает страха перед беседой, не чувствует неловкости. Ему нравится разговаривать. Делает он это с превеликим удовольствием. Если поступает предложение избавиться от дефекта речи, пациент реагирует на него спокойно. Он считает, что ему это не надо.

В то же время он понимает, что:

  • Некоторые ситуации, в плане общения, становятся затруднительными.
  • Произношение многих звуков и слов для него – это проблема.
  • Многие непроизносимые слова он пытается заменить другими.

Четвертая характеризуется личностной проблемой. Уже заикание вызывает эмоции. Человек старается меньше говорить и больше молчать. Если ранее замена проблемных слов была периодической, то на данном этапе она уже постоянна. Стал волновать вопрос, как окружающие отнесутся к его проблеме.

Основные симптомы четвертой фазы:

  • пациент ждет заикания;
  • трудности в произношении некоторых слов, звуков становятся постоянными;
  • появляется страх разговора;
  • ответы на вопросы уклончивы.

Осложнения патологии

Ребенок растет. Дефект речи начинает его угнетать. Он старается избегать бесед со сверстниками. Друзей у него становится все меньше и меньше. Замедляется общее развитие. Проходит еще время. Он уже ощущает разницу между собой и своими друзьями. Ко всем предложениям начинает относиться настороженно. Появляется недопонимание в школе между ним и одноклассниками, дома – между ним и родителями, братьями, сестрами.

Ребенок начинает ощущать себя неполноценным, ущемленным. Ему становится страшно, наступает период раздражительности и пугливости. Все это ведет к угнетению психики и увеличению количества приступов.

В школе тоже появляются проблемы. Ученик стесняется отвечать, успеваемость падает. Патология может стать причиной одиночества.

Диагностика

Энцефалография

Отправляться к специалисту для постановки диагноза необходимо, если заметили следующие изменения:

  • Нарушена ритмичность речи. При разговоре появляется глотание и обрывки фраз, слов. Повторение одних и тех же слогов несколько раз, растягивание некоторых звуков.
  • Начало предложения дается с трудом и запинками.
  • Помощником в борьбе с недугом становятся гримасы и тики.
  • Если все эти симптомы сохраняются более трех месяцев, то можно ставить диагноз – заикание. Понадобится комплексное обследование неврологом и логопедом.

Чтобы исключить заболевания центральной нервной системы, назначается реоэнцефалография, магнитно-резонансная диагностика, электроэнцефалография головного мозга.

Лечение

Только при своевременном определении диагноза можно рассчитывать на положительный результат лечения. Эффективность избавления от патологии традиционными психотерапевтическими методами, к которым относятся гипнотический, поведенческий и прочие, невелика. Поэтому специалисты прибегают к специальным терапевтическим мероприятиям. Они включают в себя несколько методик:

  • Логопед
    Комплексные методы психотерапевтического лечения применяются как к одному пациенту, так и к группе.
  • При нарушении речи обязательны занятия с логопедом. Проводится коррекция заикания и ускоренной речи.
  • Если заикание вызвано невротическими причинами, дети младшего возраста посещают логопедические группы в детских садах. Занятия включают в себя логопедическую ритмику и коллективную игровую психотерапию. Нельзя забывать и о семейной психотерапии. Она состоит из внушения, релаксации, отвлечения внимания.
  • Дети учатся разговаривать в такт с ритмичным движением пальцев. Они могут говорить монотонно или нараспев. Базируется этот метод на понимании того, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить.
  • Вспомогательное медикаментозное лечение используется для снятия депрессий, страха, тревоги.
  • Назначаются седативные препараты и общеукрепляющие.

Если причина заикания скрыта в неврозе, возникшем на почве органического поражения головного мозга, то назначаются спазмолитики и транквилизаторы (минимальная доза).

Для комплексного лечения патологии предлагают включить физиотерапию, массаж (логопедический или общий).

При своевременной постановке диагноза и правильном лечении благополучный исход наблюдается более, чем у 70% случаев.

Профилактика проблемы

Профилактические мероприятия можно разделить на две группы:

  • первая – направлена на поддержание и укрепление здоровья малыша;
  • вторая – организация мероприятий, помогающих развитию речи.

Позитивное общение с ребенком
Основа психологического состояния и речевого развития ребенка – это режим дня и полноценное питание, постоянный уход и гигиена. Все это помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка.

Сохранить нормальную работу нервной системы, защитить ее от перегрузок поможет правильное чередование сна и бодрствования. Не давайте детям смотреть взрослые телепередачи, читать перед сном «суперсовременные книги» и играть с гаджетами. Этим самым защитите психику чад от большого количества ненужной информации.

Полное речевое развитие ребенка состоит из трех направлений:

  • Первое – общее развитие, включающее в себя: знакомство с окружающим миром, предметами, явлениями, расширение кругозора.
  • Второе – знакомство и обучение плавности речи, разговора без запинок. Умение правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.
  • Третье – формирование произношения звуков, темпа речи и ритмики. Новую информацию следует излагать постепенно, небольшими дозами.

Только, создав ребенку необходимую обстановку, можно исправить заикание и избежать рецидивов.

Используемая литература

  1. Андронова, Л.З., Яхно, В.П. Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании // Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации. - М., 1986.
  2. Буянов, М.И. Заикание у подростков. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Кён, Р. Заикание, шепелявенье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений, В 2 Т. I/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.

Автор-эксперт:

ЛЕДЕНЕВ ВАСИЛИЙ, врач-рентгенолог, кандидат медицинских наук, стаж работы более 16 лет.


По районуПо станции метроДиагностические центры