Содержание
1. Общие сведения2. Причины и механизм развития3. Механизм развития патологии4. Признаки патологии5. Стадии развития патологии6. Осложнения патологии7. Диагностика8. ЛечениеЗаикание — это частое повторение звуков, слогов, слов. Плюс нередкие остановки, нарушающие ритмичность общения. Симптомы недуга чем-то похожи на тонические и клонические судороги.
Общие сведения
При появлении судорожных движений гортанной и артикуляционной мускулатуры, возникающих в начале разговора, человек вынужден задерживаться на каком-либо звуке, слоге, слове. Такое состояние называется заиканием.
Выделяют два вида данной патологии:
- невротический;
- неврозоподобный.
Первый появляется у здоровых деток после неврозов и стрессов. Второй – у детей с заболеванием центральной нервной системы. Недуг может быть наследственным или приобретенным.
Заикание бывает волнообразным или постоянным. Трудности в разговоре проявляются в самый ответственный момент. Сопровождается патология изменением дыхания, темпом речи, силе и громкости звука. Меняется мимика, артикуляция, поза. Проблема может появиться в раннем детстве и сопровождать человека до конца жизни.
Причины и механизм развития
Факторы, вызывающие развитие патологии, делятся на две группы.
Предполагающие. Они включают в себя:
- наследственность;
- патологии, связанные с повреждением головного мозга;
- родовые травмы и проблемы внутриутробного характера;
- переутомление;
- истощение нервной системы;
- инфекционные заболевания.
Провоцирующие. К этой группе причин, вызывающих заикание, следует отнести:
- нарушение в развитии;
- неумение общаться с окружающими;
- проблемы с психикой, чувство ущемленности;
- нарушение моторики;
- многоязычие в семье;
- подражание кому-либо;
- быстрая речь.
Присутствие одного из вышеперечисленных факторов может привести к нервному срыву. Данное состояние провоцирует появление заикания.
Механизм развития патологии
Нарушается координация дыхательного процесса, речевых органов, развития голоса. Взаимодействие коры головного мозга и подкорковых структур происходит неправильно. Срывается индукционное воздействие. Это вызывает расстройство регуляции коры. Система, участвующая в регуляции и координации мышечного тонуса, начинает работать не так, как подобает. Мышцы не готовы к движению.
В этом процессе участвуют две группы мускул. Одни из них являются сокращающими, а другие – расслабляющими. Благодаря слаженной работе этих двух групп совершаются быстрые, точные, правильные движения. Контролирует их работу стриопаллидарная система. Воздействие одного из вышеперечисленных факторов, блокирует ее. Это, в свою очередь, приводит к клиническому повторению или тоническому спазму.
Признаки патологии
Симптоматика заболевания:
- Дыхание. При трудностях в разговоре требуется много воздуха. Для произношения звуков человек использует вдыхаемый воздух. Выдох наблюдается не только во время разговора, но и в стадии покоя.
- Голос. При произношении звуков наблюдается судорогоподобное замыкание голосовой щели. А это является преградой для появления звука. Гортань начинает двигаться резко вверх, вниз и вперед. Гласные звуки произносятся твердо. Данные симптомы начинают пропадать при пении или разговоре шепотом.
- Артикуляция. Наблюдаются соматические признаки: свод неба высокий, высунутый язык слегка отклонен, носовая перегородка искривлена, раковины гипертрофированы.
- Сопровождающие движения. Манипуляции, проводимые человеком, во время разговора. При приступе он может отклонять голову назад, сжимать кулаки, наклоняться вперед, переступать с ноги на ногу и топать. Ее состояние можно сравнить с клоническими или тоническими судорогами.
- Психическое состояние. Перед произношением некоторых звуков, слов человек начинает паниковать. Его сковывает страх. Он намеренно избегает их и подыскивает им замену. Иногда пациент просто может замолчать.
Стадии развития патологии
Наблюдается несколько фаз протекания недуга.
Первая – небольшое заикание и сокращение периода плавной речи. Окончание этой фазы характеризуется:
- Затруднением произношения, которое появляется в первых словах предложения.
- Трудности проговаривания союзов, предлогов. Всех кратких частей речи.
- Усугубляется недуг при «коммуникативном давлении».
- Ребенок вообще может не реагировать на то, как он произносит фразы. Его это не смущает и не доставляет дискомфорта, беспокойства, страха. Эмоциональная вспышка является толчком к проявлению патологии.
Вторая фаза:
- Контакт становится проблемой. При разговоре начинают появляться сопутствующие движения. Количество ситуаций, где всплывают затруднения в общении, увеличивается.
- Патология становится хронической. Приступы друг от друга отличаются. Одни проходят тяжелее, другие почти незаметно.
- Заикание больше всего проявляет себя: при быстром разговоре, в многосложных словах.
- Ребенок понимает, что говорит не так как все, но не считает себя заикающимся. Разговаривает, как все дети, не смущаясь.
Третья фаза:
- В этот период происходит укоренение судорожного синдрома. Человек еще не ощущает страха перед беседой, не чувствует неловкости. Ему нравится разговаривать. Делает он это с превеликим удовольствием. Если поступает предложение избавиться от дефекта речи, пациент реагирует на него спокойно. Он считает, что ему это не надо.
В то же время он понимает, что:
- Некоторые ситуации, в плане общения, становятся затруднительными.
- Произношение многих звуков и слов для него – это проблема.
- Многие непроизносимые слова он пытается заменить другими.
Четвертая характеризуется личностной проблемой. Уже заикание вызывает эмоции. Человек старается меньше говорить и больше молчать. Если ранее замена проблемных слов была периодической, то на данном этапе она уже постоянна. Стал волновать вопрос, как окружающие отнесутся к его проблеме.
Основные симптомы четвертой фазы:
- пациент ждет заикания;
- трудности в произношении некоторых слов, звуков становятся постоянными;
- появляется страх разговора;
- ответы на вопросы уклончивы.
Осложнения патологии
Ребенок растет. Дефект речи начинает его угнетать. Он старается избегать бесед со сверстниками. Друзей у него становится все меньше и меньше. Замедляется общее развитие. Проходит еще время. Он уже ощущает разницу между собой и своими друзьями. Ко всем предложениям начинает относиться настороженно. Появляется недопонимание в школе между ним и одноклассниками, дома – между ним и родителями, братьями, сестрами.
Ребенок начинает ощущать себя неполноценным, ущемленным. Ему становится страшно, наступает период раздражительности и пугливости. Все это ведет к угнетению психики и увеличению количества приступов.
В школе тоже появляются проблемы. Ученик стесняется отвечать, успеваемость падает. Патология может стать причиной одиночества.
Диагностика
Отправляться к специалисту для постановки диагноза необходимо, если заметили следующие изменения:
- Нарушена ритмичность речи. При разговоре появляется глотание и обрывки фраз, слов. Повторение одних и тех же слогов несколько раз, растягивание некоторых звуков.
- Начало предложения дается с трудом и запинками.
- Помощником в борьбе с недугом становятся гримасы и тики.
- Если все эти симптомы сохраняются более трех месяцев, то можно ставить диагноз – заикание. Понадобится комплексное обследование неврологом и логопедом.
Чтобы исключить заболевания центральной нервной системы, назначается реоэнцефалография, магнитно-резонансная диагностика, электроэнцефалография головного мозга.
Лечение
Только при своевременном определении диагноза можно рассчитывать на положительный результат лечения. Эффективность избавления от патологии традиционными психотерапевтическими методами, к которым относятся гипнотический, поведенческий и прочие, невелика. Поэтому специалисты прибегают к специальным терапевтическим мероприятиям. Они включают в себя несколько методик:
- Комплексные методы психотерапевтического лечения применяются как к одному пациенту, так и к группе.
- При нарушении речи обязательны занятия с логопедом. Проводится коррекция заикания и ускоренной речи.
- Если заикание вызвано невротическими причинами, дети младшего возраста посещают логопедические группы в детских садах. Занятия включают в себя логопедическую ритмику и коллективную игровую психотерапию. Нельзя забывать и о семейной психотерапии. Она состоит из внушения, релаксации, отвлечения внимания.
- Дети учатся разговаривать в такт с ритмичным движением пальцев. Они могут говорить монотонно или нараспев. Базируется этот метод на понимании того, что заикание является определенным поведением, которое можно изменить.
- Вспомогательное медикаментозное лечение используется для снятия депрессий, страха, тревоги.
- Назначаются седативные препараты и общеукрепляющие.
Если причина заикания скрыта в неврозе, возникшем на почве органического поражения головного мозга, то назначаются спазмолитики и транквилизаторы (минимальная доза).
Для комплексного лечения патологии предлагают включить физиотерапию, массаж (логопедический или общий).
При своевременной постановке диагноза и правильном лечении благополучный исход наблюдается более, чем у 70% случаев.
Профилактика проблемы
Профилактические мероприятия можно разделить на две группы:
- первая – направлена на поддержание и укрепление здоровья малыша;
- вторая – организация мероприятий, помогающих развитию речи.
Основа психологического состояния и речевого развития ребенка – это режим дня и полноценное питание, постоянный уход и гигиена. Все это помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка.
Сохранить нормальную работу нервной системы, защитить ее от перегрузок поможет правильное чередование сна и бодрствования. Не давайте детям смотреть взрослые телепередачи, читать перед сном «суперсовременные книги» и играть с гаджетами. Этим самым защитите психику чад от большого количества ненужной информации.
Полное речевое развитие ребенка состоит из трех направлений:
- Первое – общее развитие, включающее в себя: знакомство с окружающим миром, предметами, явлениями, расширение кругозора.
- Второе – знакомство и обучение плавности речи, разговора без запинок. Умение правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.
- Третье – формирование произношения звуков, темпа речи и ритмики. Новую информацию следует излагать постепенно, небольшими дозами.
Только, создав ребенку необходимую обстановку, можно исправить заикание и избежать рецидивов.
Используемая литература
- Андронова, Л.З., Яхно, В.П. Синхронизация движений губ и пальца руки при отслеживании ритмической последовательности звуковых сигналов в норме и при заикании // Заикание, экспериментальные исследования и методы реабилитации. - М., 1986.
- Буянов, М.И. Заикание у подростков. - М.: Просвещение, 1989.
- Кён, Р. Заикание, шепелявенье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений, В 2 Т. I/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.
Автор-эксперт:
ЛЕДЕНЕВ ВАСИЛИЙ, врач-рентгенолог, кандидат медицинских наук, стаж работы более 16 лет.